Страх смерти: культуральные источники и способы

Хайдеггер и образ смерти с косой Просмотров: Подобное восприятие его все еще является преобладающим, прежде всего в англоязычной литературе, но и не только в ней, хотя уже десятилетия назад было показано, что такая интерпретация его трудов очень узка, если не полностью ошибочна. Кэрол Уайт описывает две основные причины этой путаницы в кругу англосаксонских читателей. С этим согласны и другие исследователи, такие как Хьюберт Дрейфус и Марк Ротал, редакторы блэквелловского справочника о Хайдеггере. Похоже, именно на понятии бытия-к-смерти держится образ Хайдеггера-консерватора. А все потому, что бытие-к-смерти обычно толкуют главным образом как человеческую конечность. После Хайдеггера — по крайней мере в этом нас пытаются убедить — человека невозможно считать вечным и бессмертным, поскольку радикальная конечность вписана в само его бытие. Дело не только в бренности тела: Поэтому бытие-к-смерти обозначает существование, уже предполагающее возможность смерти; смерть как таковая является частью человеческого существования.

Сказать"Спасибо"

Явление, говорит Хайдеггер, как"явление чего-то" означает не обнаружение самого себя, а извещение о чем-то таком, что само себя не обнаруживает и непосредственно обнаружить не может. Явление указывает на нечто, лежащее за ним - сущность, а феномен - на самого себя. Феномен сам по себе есть цель познания, его познания - непосредственное; в отличие от опосредованного, дискурсивного познания оно есть скорее интуитивное. Такой философский метод значительно ближе к художественному способу рассмотрения мира, чем к научному.

Хайдеггер постоянно подчеркивает, что научное мышление, идущее от явления к скрытой за ним сущности, существенно отличается от философского, который рассматривает истину как"открытость","нескрытость" бытия, то есть феноменологически.

Экзистенциалы человеческого бытия одиночество, смерть, страх (от Центр есть «средина», точка, равноудаленная от всех точек окружности и.

Именно появление в г. В переводе с греческого феномен, говорит Хайдеггер, означает"то, что себя обнаруживает","самообнаруживающееся","открытое","себя-в-самом-себе-обнаруживающее". Явление, говорит Хайдеггер, как"явление чего-то" означает не обнаружение самого себя, а извещение о чем-то таком, что само себя не обнаруживает и непосредственно обнаружить не может. Явление указывает на нечто, лежащее за ним - сущность, а феномен - на самого себя.

Феномен сам по себе есть цель познания, его познания - непосредственное; в отличие от опосредованного, дискурсивного познания оно есть скорее интуитивное. Такой философский метод значительно ближе к художественному способу рассмотрения мира, чем к научному. Хайдеггер постоянно подчеркивает, что научное мышление, идущее от явления к скрытой за ним сущности, существенно отличается от философского, который рассматривает истину как"открытость","нескрытость" бытия, то есть феноменологически.

Определение феноменологии как герменевтики было своего рода попыткой создания"вслушивающегося созерцания", то есть созерцания того, что слышится в слове, в языке. Не случайно предметом исследования позднего Хайдеггера становится главным образом поэзия. Основная мысль герменевтической феноменологии Хайдеггера - это мысль о человеческом существовании как исходном моменте осмысления всего сущего. Эта мысль развертывается в учении о"бытии человека".

Понятия, посредством которых описывается структура бытия человека, Хайдеггер именует"экзистенциалами", отличая их тем самым от"категорий", с помощью которых описывала бытие традиционная философия, начиная с Аристотеля.

Такова врожденная тревога, свойственная человеку как человеку и - некоторым образом - всем живым существам. В рассматриваемом здесь смысле тревога смерти касается исключительно озабоченности прекращением собственного существования. Также и переживания по поводу того, что чья-то жизнь оборвалась - это не есть тревога смерти. Это траур и оплакивание утраты.

Страх, таким образом, это «модус находимости». «Язык есть дом бытия» ( 44, ), — пишет он в своей работе г. «Письмо о гуманизме». Темпоральными границами человека являются рождение и смерть. Ни то, ни .

Когда человек использует вещи, устанавливает социальные отношения, это само по себе удерживает его на уровне фактов. Процесс утилизации проникает в язык, который вырождается в пустословие анонимной экзистенции с ее аксиомой: Анонимная экзистенция пытается заполнить образовавшийся вакуум, прибегая ко все новому опыту, — в итоге она тонет в любопытстве.

Помимо пустословия и курьезности неподлинную экзистенцию характеризует двусмысленность. Ситуативная индивидуальность, упокоившаяся в Стр. Тем слышнее становится голос совести, взывающей к подлинному существованию, онтологическому не оптическому , экзистенциальному плану, где уместны поиски смысла бытия. Совесть отвлекает нас от самолюбования, призывая вглядеться в тайные закоулки души, в то, что нельзя утаить от себя.

Экзистенция, как мы уже знаем, есть бытие-в-возможности, на чем основано самопроектирование и трансцендирование человека. Однако любой проект затягивает нас в болото мирского и вещного. По сути дела это значит, что проекты и выбор эквивалентны. Я могу посвятить жизнь работе, науке, обогащению, чему угодно другому, но человеком остаюсь, лишь выбирая одну возможность либо другую.

По этой причине, не имея возможности избежать выбора, человек на что-то решается и непременно рассеивается в неподлинной экзистенции. И все же среди множества возможностей есть особая, уйти от которой ни одно живое существо не властно.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. От романтизма до наших дней.

Он знаком практически каждому. Его экзистенциальное присутствие в человеческой жизни блестяще описано Ирвином Яломом: Страх смерти имеет огромное значение в нашем внутреннем опыте: Но все же обычно этот страх не разрушает жизнь. Каждый человек проделывает немалую внутреннюю работу, чтобы научиться жить с этим страхом и защищаться от него.

Это среднее и неясное понимание бытия есть факт:»[S. 5]. .. Следовательно, страх разъединяет наличное бытие с самим собой и с бытием-в-мире, . Период между рождением и смертью, то есть жизнь как таковая, есть в.

Смерть как неотъемлемая часть человеческой жизни давно оказалась на задворках современной культуры. Ее, как нищенку или незваного гостя, не пускают через парадный ход, но за это она мстит современному человеку. Вся мудрость и все рассуждения в нашем мире сводятся, в конечном итоге, к тому, чтобы научить нас не бояться смерти. Монтень Страх смерти естественен для человека. Он знаком практически каждому.

Его экзистенциальное присутствие в человеческой жизни блестяще описано Ирвином Яломом: Но все же обычно этот страх не разрушает жизнь. Каждый человек проделывает немалую внутреннюю работу, чтобы научиться жить с этим страхом и защищаться от него. Однако чрезмерно жесткие защиты, основанные на отрицании, игнорировании этой данности нашего существования, при определенных обстоятельствах не выдерживают и могут порождать различные формы психической патологии, прежде всего тревожные расстройства, экстремальный рост которых в современной культуре отмечается многими авторами Шиньон , Ее, как нищенку или незваного гостя, не пускают через парадный ход, но за это она мстит современному человеку, повергая его в состояние страха и полной растерянности при неизбежной встрече.

Египтяне имели обычай во время празднеств вносить в торжественную залу наряду с лучшими яствами мумию какого-нибудь покойника, а после пира показывали присутствующим огромное изображение смерти.

БЫТИЕ К СМЕРТИ это:

Жизнь и смерть Человек - единственное животное, знающее, что его ожидает смерть, и единственное, которое сомневается в ее окончательности. И если бы не было конца, то есть если бы в нашем мире была дурная бесконечность жизни, то смысла в жизни не было бы. Время рождаться, и время умирать

Предложеная в"Бытии и времени" концепция философии стала одновременно изначального страха и одиночества человека, обречённого на смерть и .. Другие выражения этой установки —"человеческое в человеке есть.

Адекватное осознание феномена смерти—условие перехода к подлинному а не безличному модусу существования человека . Человек не свободен от смерти как от актуального реального события, но свободен понимать свою возможность быть или не быть подлинный модус существования , а также свободен не понимать ее как возможность неподлинный модус. Михайлов Новая философская энциклопедия:

Экзистенциализм и бессмертие души, бытие-к-смерти и вопрос о т.н."реинкарнации"

Бытие к смерти и повседневность присутствия Выявление повседневного среднего бытия к смерти ориентируется на ранее полученные структуры повседневности. В бытии к смерти присутствие отнесено к себе самому как отличительной способности быть. Но самость повседневности это люди, конституирующиеся в публичной истолкованности, выговариваемой в толках.

Они и должны тогда обнаруживать, каким способом повседневное присутствие толкует себе свое бытие к смерти. Фундамент толкования формируется всякий раз пониманием, которое всегда бывает также расположенным, то есть настроенным.

Бытие к возможности как бытие к смерти есть «забегание в возможность»92 и оно начинает испытывать страх, не боязнь, а именно страх, ибо оно.

Как мы видели, у него мрачность, свойственная экзистенциальности, заметно нарастает, поскольку он представляет человека как сущность, которая имеет бытие не в себе или позади себя в качестве своего истока , но перед собой как нечто, что он должен настигнуть и схватить. В данном случае речь идёт о бытии, понимаемом как полнота возможностей, перед которым мы виновны или, согласно другому значению слова , являемся должниками.

Почему это так, почему человек обречён судьбой любой ценой схватить эту всеохватывающую полноту, никак не объясняется. Мы сами объясним это, ещё раз повторив сказанное раньше, а именно, что подобный подход отражает ситуацию такого существа, которое всего лишь претерпевает проявление или пробуждение трансцендентности почти как принуждение, никоим образом не будучи свободным. Так обстоят дела у Хайдеггера. Невозможно представить себе более мрачной перспективы: В этом смысле концепцию жизни, присущую экзистенциализму Хайдеггера, можно охарактеризовать при помощи понятия, использованного Бернаносом:

Страх смерти, страх жизни

Жизнь без страха не только возможна, а абсолютно реальна! Узнай как это сделать, кликни здесь!