Г.-В.-Ф. Гегель

Перейти к содержимому Нетрудно убедиться, что философия Г. Гегеля как бы пронизана идеей свободы, однако гегелевское понимание свободы во многих случаях отличается своеобразием. Именно поэтому оно и представляет интерес, выходящий за рамки интереса только к Г. Гегель начинает с понимания свободы, заложенного святыми Отцами церкви. Она связана с моральным аспектом понятия свободы: Теперь он обречен жить в противоборстве добра и зла, различать добро и зло, осуществлять свой выбор. Таково исходное христианское понимание свободы. Гегель стремится расширить и углубить понятие свободы.

Проблема страха в работах философов прошлого

Многие из них сегодня звучат очень актуально, помогают через категориальный аппарат социальной философии уяснить проблемы гражданского общества, правового государства, частной собственности, сознания и самосознания личности и общества, форм общественного сознания и др. В своем анализе общественного строя Гегель пошел дальше своих предшественников. Он подчеркивал большую роль орудий производства, экономических и социальных отношений, географической среды в развитии человечества.

Историю человечества Гегель понимал не как цепь случайных событий. Она для него носила закономерный характер, в котором обнаруживается мировой разум.

Г. Гегель и становление социальной теории». () – с форма духа могла выступить только в эпоху всеобщего страха и рабства». Далее, это всего.

Основные социально-исторические типы страха Введение к работе Актуальность темы исследования определяется сложностью современной ситуации развития российского общества и попыткой осмысления характерных для нее радикальных трансформаций, затронувших все уровни и сферы человеческого бытия, а также поисками выживания человечества, ив перспективе - путей его устойчивого и цивилизационного развития. Происходящие в российском обществе глобальные изменения провоцируют поведенческие конфликты, социальную деструкцию, которые выражаются в потере ценностных ориентиров, утрате целей и бытийных смыслов.

Человек как родовое существо нуждается в поиске равновесного положения в мире, гармоничного существования, в новом типе самоопределения. Такая потребность связана с реальным расщеплением социальной структуры человеческого бытия, следствием которой становится утрата позитивной основы жизнедеятельности человека и повышенная тревога за судьбу человечества.

Страх оказывает большое влияние на жизнь современного человека, выстраивающего в свою жизнь в сложных социальных условиях. Настроение и поведение социальных субъектов в целом зависимы от тех чувств, которые они питают в отношении будущего, и страх перед ним является типичным для современной эпохи. Проблемы социального страха, катастроф, социальной неустойчивости, деструкции актуализируются в контексте проблем выживания и развития российского общества, поиска социальных сил, которые могли бы способствовать укреплению позитивных процессов.

Исследование страха как феномена современного общественного бытия становится особенно актуальным в переходные периоды развития общества, в точках экстремума социальных систем, когда повышается интенсивность ощущения страха, и он обретает глобальный характер. Древние сочувствовали тем, кому доведется жить в эпоху перемен, и их слова можно с полным основанием отнести к большинству людей, живущих в современной 4 России.

Происходящие в России исторические реформы, наряду с позитивными переменами в общественно-политической и социально-экономической сферах вызвали существенные изменения в укладе жизни населения, его иерархической: Отсутствие четкой и ясной концепции реформ, ошибки в их осуществлении, сложности переходного периода поставили в очень тяжелое положение большую часть населения.

Очевидный кризис власти, ее низкая эффективность в решении; задач управления; в условиях перехода к рыночным отношениям, слабая защищенность населения от негативных явлений породили у многих тревоги, опасения и страхи за свое будущее и будущее своих детей. Актуальность исследования обусловлена также непроясненностью социально-философского статуса понятия страха.

Жизнь Европы в это время наполнена войнами, политическими интригами, мятежами. Именно в это время происходят европейские буржуазные революции, в том числе и знаменитая Французская революция. О противоречиях в природе, обществе, мышлении, о борьбе между людьми, классами, государствами ученые размышляли особенно много в Новое время, когда социальные конфликты стали наиболее острыми. О природе конфликтов писали Ф.

Первым представителем критической социальной теории, В йенский период Гегель настаивал на том, что «борьба за признание» . между людьми, неизбывного страха и недоверия должны теперь показать.

Баринов - Эволюция представлений о страхе и тревоге в истории философии Добавил а Социология Д. Анализ эволюции представлений о страхе и тревоге в истории философии показывает, что в работах многих философов предприняты попытки изучить природу страха и тревоги, дать им антропологическое и онтологическое обоснование, классифицировать формы и виды страха, продемонстрировать его связь с другими состояниями психики. Важной составляющей философских теорий является анализ социальных аспектов страха и тревоги как элементов социального поведения и управления.

ХХ век в истории человечества был эпохой невиданных потрясений, поставивших под сомнение ключевые ценности человеческой культуры и бытие самого человека. Не случайно в ХХ веке получили распространение научные теории, предрекающие катастрофический исход человеческой цивилизации. Пугающие перспективы развития мировой цивилизации, глобальные проблемы, природные катаклизмы, неизвестные ранее и неожиданно возникающие вирусы — все это не вносит в жизнь современного человека уверенности в завтрашнем дне.

Лучшим подтверждением тому служит глобальный экономический кризис, потрясший основы мировой экономической системы и поколебавший потребительские идеалы современного общества. Не случайно сегодня не уменьшается интерес к страху и тревоге. Философы, социологи, политологи, психологи продолжают изучать новые стороны этих эмоциональных явлений. Выходят в свет не только научные исследования, но и практические методики преодоления страха и тревоги. В философии изучалась и эволюция воззрений на страх и тревогу.

Сапожниковой рассматриваются различные подходы к проблеме страха и тревоги, сложившиеся в истории философской мысли. Однако, несмотря на работы, посвященные историко-философскому анализу представлений о страхе и тревоге, актуальным остается общетеоретическое осмысление данных явлений.

Социологические взгляды немецких философов

Проблема страха в работах философов прошлого 3. Страх в психологической структуре человека 4. Страх в массовом сознании 5. Страх перед ответственностью и свободой 6.

Так вот, про Гегеля этого самого - без дежурного восхищения. А Георг Вильгельм Фридрих ихний Гегель, как водится, пророк ее. . их подходом боженька таки может вылезти вообще откуда угодно (заглавный страх этого поста . нужно обнаруживать в главных социальных противоречий современности.

Эти проблемы обсуждались и решались либо материалистически, либо идеалистически. Такое толкование человека имеет в философии Гегеля глубокое основание, ибо проистекает из существа и смысла его идеализма, из смысла его исходного философского понятия — из смысла абсолютной идеи, образующей в его философии то, что сам он называет субстанцией мироздания.

Понятие мышления ярко выражает активную, деятельную природу разума, абсолютной идеи. Мышление как деятельность есть познавательный процесс, процесс образования суждений, умозаключений, понятий. Здесь мы переходим непосредственно к понятию духа, ибо мышление, образование суждений, умозаключений, понятий есть духовная деятельность. Забегая вперед, можно сказать, что для осуществления деятельности духа, т. Пренебрежительно относясь к субъективно-идеалистической философии см.

Философия объективного идеализма давала Гегелю некоторую возможность избежать нелепостей субъективного идеализма. Уже Шеллинг выступил против того неглижирования природой, которое имело место егр;е в философии Фихте, и ратовал за спинозистское решение вопроса о соотношении природы и познания, правда, находясь в отличие от Спинозы, на почве объективного идеализма. Шеллинг благодаря этому стал родоначальником новой философии природы Например, тело можно назвать реальностью души, всю Вселенную вообще — реальностью божественного понятия.

Диалектика господина и раба

Учение о Духе и история по Гегелю. Гегелевская система объективного идеализма состоит из трех основных частей: Здесь абсолютная идея становится по Гегелю"абсолютным духом". Таким образом, система взглядов Гегеля носила ярко выраженный идеалистический характер. Существенная позитивная особенность идеалистической философии Гегеля:

Неверно думать, что храбрость и страх совершенно исключают друг друга. . жизни и страх революции или потери собственности в жизни социально Но Гегель лучше всех понимал, что без небытия нет становления.

В статье рассматривается эволюция представлений о страхе и тревоге в истории философской мысли. Дана характеристика философским взглядам на страх и тревогу, сложившимся в разные исторические периоды, показана специфика подходов к выявлению сущности страха и тревоги в истории философии, а также в русской и западноевропейской философской мысли. Прослеживается трансформация взглядов на взаимосвязь тревоги и страха. На основе историко-философского анализа сформулированы ключевые аспекты философского понимания феноменов страха и тревоги — антропологический, онтологический, гносеологический, аксиологический, праксеологический.

Сделанные выводы позволяют сформулировать положение, выступающее в качестве теоретико-методологической основы социально-философского, конкретно-социологического изучения страха и тревоги. . : Не случайно в ХХ веке получили распространение научные теории, предрекающие катастрофический исход человеческой цивилизации. Пугающие перспективы развития мировой цивилизации, глобальные проблемы, природные катаклизмы, неизвестные ранее и неожиданно возникающие вирусы — все это не вносит в жизнь современного человека уверенности в завтрашнем дне.

Лучшим подтверждением тому служит глобальный экономический кризис, потрясший основы мировой экономической системы и поколебавший потребительские идеалы современного общества. Не случайно сегодня не уменьшается интерес к страху и тревоге. Философы, социологи, политологи, психологи продолжают изучать новые стороны этих эмоциональных явлений.

УКАЗАТЕЛИ УЧЕНИЕ ГЕГЕЛЯ О ЧЕЛОВЕКЕ

Аксель Хоннет Моральное развитие и общественная борьба: Гегель был естествоиспытателем политики — ее макросистемы. Франкфуртская школа исследует политический микромир. Каков истинный уровень ее анализа? Нетрудно было вычитать в этих ранних построениях продуктивные прозрения относительно логики исторических изменений, потому что Гегель, пытаясь найти основополагающий теоретический принцип всеохватной системы, установил связь между процессами развития духа и процессами социального действия — связь прямую и жизненную.

Первым представителем критической социальной теории, признавшим йенские сочинения первым и наиболее последовательным изложением философии истории, выводящим культурный процесс развития человеческого духа из потенциала развития человеческого труда, был Дьердь Лукач [2].

Эпоха романтизма. Гегель. Шопенгауэр, Карлейль, Токвиль, Гервинус. Тетрадь № 4. Великий утопист начал свою философскую карьеру с идеи социального физицизма Бодлер живёт в страхе перед ущельями и пропастями.

В желании быть признанным человек отрицает свою животную природу тем, что готов рискнуть жизнью ради того, чтобы стать объектом желания Другого. Получается, что признание от Другого возможно получить лишь в борьбе с ним не на жизнь, а на смерть, которая уже является социальным, а не природным актом. Причём этим Другим в этот первый исторический момент оказывается реальный человеческий индивид, который лишь позже обретёт своё символическое выражение. Без осознания того, чем человек рискует в случае проигрыша, он не может быть подлинным человеком.

С другой стороны, признание можно получить только от живого человека, а потому в схватке оба должны остаться живыми. Отсюда следует, что победитель сохраняет жизнь побеждённому, превращая его в Раба и становясь Господином. Признавая господство над собой, Раб тем самым в страхе отвергает прежде им осознанную смерть. Раб, трудясь на своего Господина, начинает своими действиями преобразовывать природу, при этом самостоятельно образовываясь. Господин же оказывается в тупике, будучи не способным к развитию, ведь его признал не человек, а всего лишь одно из его орудий.

Потому Гегель приходит к выводу, что история человечества - это история труда Раба, цель которого состоит в преобразовании природы и общества таким образом, чтобы рабство оказалось преодолённым, а вместе с ним и страх смерти, однажды поработивший его. Сначала Раб пытается оправдать своё рабское положение в философии стоицизма и скептицизма, затем пытается избавиться от страха смерти иллюзиями о загробной жизни в религиозном сознании, в итоге приходя к философии Просвещения, которая, сама того не ведая, готовила Великую французскую революцию.

В момент падения монархии, человеческий дух развился до понятия абсолютной свободы, действительностью которой оказался революционный террор.

Моральное развитие и общественная борьба: ранние социально-философские учения Гегеля

Поиск по сайту Страх как социальное явление страдания,— пишет Гольбах,— вызывает в нас тревогу при встрече со всяким неизвестным явлением Ключом к поиску наиболее обобщенного онтологического объяснения природы страха может служить теория рефлексии Г. Гегеля, который показал механизм появления этого качества через диалектическое взаимодействие внутренних и внешних противоположностей бытия.

дежным в познании и опасным в социальной практике. Разум постоянно ется новый антропологический страх; вопрос о сущности человека встает.

Гегель имел необычное восприятие мира. И если все прочие люди видели мир таким, каков он есть, то для восприятия Гегеля главными были скорее невидимые силы, управляющие видимыми вещами. Именно эти силы приводят мир в его актуальное состояние, и от них зависит, быть ему таким, каков он есть, или стать другим. А это далеко не праздный вопрос.

Нужно обладать опережающим мышлением. Ведь вещи видимого мира такие разные.

Социально-философские концепции Г.В.Ф. Гегеля

Наука логики Гегель Так как истинная философия не берёт своего содержания извне, а оно само в ней создаётся диалектическим процессом, то, очевидно, началом должно быть совершенно бессодержательное. Таково понятие чистого бытия. Но понятие чистого бытия, то есть лишенного всяких признаков и определений, нисколько не отличается от понятия чистого ничто; так как это не есть бытие чего-нибудь ибо тогда оно не было бы чистым бытием , то это есть бытие ничего.

Страх смерти и тормозит эту непосредственную реализацию в в противопоставлении себя другим определенным социальным.

Проблемастраха в работах философов прошлого……………………………5 3. Страхперед ответственностью и свободой………………………………… Страхдиктатуры как форма социального страха…………………………….. Социальный страх в России……………………………………………………. Выяснилось, что и политики, иучёные обществоведы не смогли не только предвосхитить, но и объяснить ужесложившиеся тенденции возникновения и развития социального страха. А вместе с тем, повсеместновозникающий и резко усиливающийся в переломные моменты развития обществасоциальный страх тиражируется, видоизменяется и, никуда не исчезая, загоняетсявольно или невольно в сферу подсознательного, заставляя человека закрываться отустрашающего мира инструкциями, глухими заборами, молчаливостью и равнодушием,уходом в себя или в религиозные иллюзии.

Экономический, политический,идеологический, экологический, космический, инфекционный и т.

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии

Тремя основными формами объективации нравственного духа, по Гегелю, являются семья, гражданское общество и государство. Семья трактуется Гегелем как непосредственная или природная субстанциональность нравственного духа. При этом он акцентирует внимание на нравственной стороне брака и призывает законодателя в высшей степени затруднять его расторжение. Предназначение женщины реализуется существенно в семье и браке.

Идеальным и всеобщим женщины, по мнению Гегеля, не обладают.

Как и любая генерализованная форма социальной практики, труд обладает Ряд интерпретаций труда у Гегеля и Маркса похожи, однако, если .. прибежища в страхе, то есть, в конечном счете, в своем рабстве.

При этом Энгельс противопоставил Декарта и Спинозу общей — метафизической тенденции в философии этого столетия. Данная здесь Энгельсом характеристика Декарта и Спинозы выдвигает интереснейшую тему историко-философского порядка: По отношению к Спинозе марксистская философская мысль уже приступила к такому изучению. Диалектический смысл онтологии и методологии Спинозы раскрыт А. Дебориным в юбилейном докладе о Спинозе. Напротив, диалектика Декарта представляет еще для нас проблему.

Предлагаемый доклад есть посильная попытка анализа этой проблемы. Нужно сказать, что анализ этот представляет огромные трудности. Во-первых, по этому вопросу почти нет исследовательской литературы. Есть материалы, но под таким углом зрения они не обрабатывались. Во-вторых, изучение диалектики Декарта разделяет общую судьбу большинства таких исследований: Но раз так, то трудно провести черту между общей историко-философской характеристикой системы и его специально диалектической интерпретацией.

В интересах экономии приходится брать из всей системы только те учения, которые так или иначе связаны с диалектикой, к ней ведут, являются почвой, на которой она вырастает. Напротив, в интересах корректной, не односторонне-извращенной интерпретации самой диалектики следует иметь в виду связь всех частей системы.

Биополитика - Григорий Юдин

Жизнь без страха не только возможна, а абсолютно реальна! Узнай как это сделать, кликни здесь!